Новомосковская ГРЭС — российское предприятие энергетики, расположенное в городе Новомосковск (Тульская область), входящее в состав ПАО «Квадра». Новомосковская ГРЭС введена в эксплуатацию в 1934 году. Стратегическим монопотребителем производимой электроэнергии является химический комбинат НАК «Азот».

По состоянию на 2017 год, имеет установленную электрическую мощность — 233,7 МВт, а установленную тепловую мощность — 302,4 Гкал/ч.

История

Строительство электростанции связано с планами строительства в окрестностях нынешнего Новомосковска крупного химического комбината по производству азотных удобрений НПО «Азот». Предполагалось также открытие новых шахт, строительство керамического и других заводов. Для обеспечения их электроэнергией необходима была мощная электрическая станция — Бобриковская ГРЭС.

В 1930 году после трёхлетних подготовительных работ началось строительство электростанции по плану ГОЭЛРО, однако уже осенью году оно было законсервировано, и все силы были брошены на строительство химкомбината, а также Любовской и Шатовской плотин. В середине апреля 1931 года были закончены основные работы на Любовской плотине, 20 июня было пущено движение по железнодорожному мосту через Любовское водохранилище. Строительство же ГРЭС было возобновлено после консервации лишь весной 1933 года. Стала выходить многотиражная газета «За 100 тысяч киловатт», отражающая текущую работу ГРЭС и дальнейший ход строительства.

Первое испытание оборудования ГРЭС под нагрузкой произошло 24 августа 1934 года. Пуском первого турбогенератора мощностью 50 МВт руководил директор станции Яков Давыдович Вайнблат. В связи с переименованием города Бобрики в Сталиногорск станция также получила новое имя — Сталиногорская ГРЭС.

23 января 1935 года принял на себя нагрузку второй турбогенератор и мощность электростанции достигла 100 МВт. В марте 1940 года были пущены котёл №10 и турбогенератор №6. Станция достигла проектной мощности 350 МВт и стала самой мощной тепловой станцией в СССР и Европе.

В годы Великой Отечественной войны оборудование станции было эвакуировано на Урал, а сама станция, 21 ноября 1941 года, была взорвана. 25 ноября город Сталиногорск был оккупирован немецкими войсками. Однако успешное контрнаступление советских войск под Москвой вынудило вермахт оставить Сталиногорск, и уже 12 декабря, проведя 17 дней в оккупации, город был освобождён. Приоритеты советского правительства изменились, и стало важным, чтобы Сталиногорская ГРЭС была восстановлена в самые короткие сроки, так как в ней сильно нуждались районы и промышленность Тулы, Москвы и других крупных городов центрального региона.

Большое значение придавалось мотивации персонала. 21 июня 1942 года вышел первый номер многотиражной газеты «Энергетик».

26 октября 1942 года было отмечено второе рождение Сталиногорской ГРЭС, когда заработал турбогенератор № 6. Для пополнения кадров при станции было создано Ремесленное училище, которое позже преобразовалось в ПТУ. В ноябре 1946 года на станции заработал новый турбогенератор мощностью 100 МВт с водородным охлаждением — самый современный на тот момент времени в СССР.

26 ноября 1948 года с вводом в строй второго стотысячного турбогенератора Сталиногорская ГРЭС превысила довоенную мощность и вновь стала самой крупной тепловой электростанцией СССР.

Послевоенные годы ознаменовались быстрым продвижением в части использования комплексной механизации и автоматизации, продолжались работы по реконструкции ГРЭС и увеличению мощностей. Этого требовало расширение производства на химкомбинате. В начале 1960-х годов Новомосковская ГРЭС была переведена на природный газ.

В 1970-х годах при Новомосковском филиале МХТИ им. Д. И. Менделеева открылись новые специальности «Электроснабжение промышленных предприятий, городов и сельского хозяйства», «Промышленная теплотехника» и др. Первый выпуск 1980 года почти полностью был распределён на ГРЭС.

Последнее десятилетие XX века проходило в условиях возрастающего морального и физического износа оборудования. Подготовленный в 1986 году проект реконструкции не был осуществлён из-за кризиса, постигшего Россию в 1990-х годах. Многие предприятия и учреждения не оплачивали электроэнергию, поэтому ГРЭС фактически их кредитовала и помогла им удержаться на плаву.

К 2003 году на станции из 15 котлов осталось только 9, из них три — в консервации. Снизилась выработка электрической энергии, сократили часть персонала. В этих условиях на первый план вышла задача выживания — сохранить коллектив станции и удержать ГРЭС в рабочем состоянии.

11 декабря 2003 года было учреждено ОАО «Новомосковская ГРЭС» на базе филиала ОАО «Тулэнерго» — «Новомосковская ГРЭС». В 2005 году уровень потребления электроэнергии впервые достиг уровня 1991 года, а в 2006 году — прирост к уровню 2005 года составил 155 %.

31 августа 2007 года Совет директоров РАО ЕЭС одобрил реорганизацию ОАО «Квадра» путём присоединения к нему ОАО «Новомосковская ГРЭС» с целью повышения управляемости, прозрачности и инвестиционной привлекательности компании Квадра. 30 июня 2008 года реорганизация была завершена.

27 февраля 2008 года Квадра приступила к строительству на Новомосковской ГРЭС парогазовой установки мощностью 240 МВт, в результате чего установленная мощность станции увеличится почти в 2 раза до 501 МВт, а отпуск электроэнергии возрастёт более чем в 4 раза. Проект предусматривал строительство ПГУ с двумя газотурбинными установками LMS100 производства General Electric. Стоимость проекта оценивалась в 7,7 млрд руб. Срок реализации — 2008—2010 годы.

В 2010 году было принято решение об уменьшении мощности строящегося парогазового блока до 190 МВт. К установке была принята схема моноблока с использованием газовой турбины General Electric мощностью 126 МВт, котла утилизатора производства ОАО «Атомэнергомаш» и паровой турбины производства Siemens мощностью 62 МВт. Генеральный подрядчик — ЗАО «Энергокаскад», генеральный проектировщик ОАО «Зарубежэнергопроект».

Пуск блока изначально был намечен на 2011 год, но неоднократно откладывался и в результате состоялся 29 мая 2013 года.

В июне 2017 года, после 50-летней работы, компания приняла решение по выводу из эксплуатации турбоагрегата №1.